Компания Модельный ряд Лизинг Услуги Сервис Запчасти Шины Контакты
 
 
Официальный дилер Scania в Самаре

Сервис

Модельный ряд

Грузовые автомобили
Автобусы
Прицепная техника
Техника с пробегом
Техника от лизинговых компаний
Полуприцепы Б/У
Двигатели
Информация

Экономичная эксплуатация автопоезда

"Трезвость кладет дрова в печку, мясо - в кастрюлю, хлеб - на стол, кредит - государству, деньги - в голову, довольство - в семью".
Франклин Бенджамин
 
Теперь поговорим о самой манере экономичного вождения автопоезда и скоростном режиме. Как известно – «Какой русский не любит быстрой езды?!», но есть и другой постулат «За всё надо платить». В нашем случае мы говорим, что за скорость надо будет заплатить повышенным расходом топлива. Подумайте, есть ли в этом резон и необходимость, прежде чем нажимать на педаль газа до полика. Оптимальный скоростной режим для всех европейских автопоездов колеблется в следующих рамках: Пустой 65 – 70 км/час; Гружённый 70 – 75 км/час.
Разгон автопоезда должен быть коротким, но динамичным. Разогнав автопоезд до «крейсерской» скорости, держите обороты в пределах зелёного сектора тахометра. Даже в пределах зелёного сектора есть режим более экономичный и менее экономичный. Старайтесь держать обороны на таком уроне, чтобы двигатель работал легко (не тянуть), но не преступать  рубеж, после которого включается турбокомпрессор и начинается форсированный режим работы двигателя с соответственно повышенной подачей топлива.
Автопоезд ведите плавно – без резких торможений и ускорений. Не надо быть большим специалистом  чтобы, взяв в руки диаграммный диск тахографа, сразу сказать ехал автопоезд в экономичном режиме или нет. Если линия движения практически ровная с незначительными зубчиками изменений, на уровне оптимального скоростного режима – это правильная, экономичная езда. Если диаграмма изобилует пиками резкого увеличения и снижения скорости, остановками и троганьями с места, это не правильная, безграмотная езда в неэкономичном режиме. 
Конечно, следует учитывать где двигался этот автопоезд, и при каких погодных условиях. Если это условия перегруженного транспортом мегаполиса или районная дорога по густонаселённой сельской местности, или гололёд, или туман - это одно дело. Если это магистраль, при нормальных погодных условиях, это уже совсем другое дело.
Находясь за рулём автопоезда, старайтесь правильно прогнозировать события «на несколько ходов вперёд», что позволит вам держать дорожную ситуацию под контролем и избегать резких манёвров и других экстренных действий.
На магистралях, автобанах и других дорогах с хорошим покрытием, достаточной шириной и соответствующей интенсивностью движения, старайтесь вообще не пользоваться рабочим тормозом. При необходимости плавно снизить скорость, пользуйтесь моторным тормозом или ретардером (тормозом замедлителем), а также переключением передач. Моторный тормоз хорош тем, что позволяет эффективно снижать скорость движения в горных условиях, он не перегревается и не выходит из строя, даже при длительном, непрерывном использовании,  как ретардер.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ – ПРИМЕНЕНИЕ МОТОРНОГО ТОРМОЗА, В УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ ПО СКОЛЬЗКОМУ ДОРОЖНОМУ ПОКРЫТИЮ, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! А вот привычка снижать скорость автопоезда переключением передач, принесёт вам в таких условиях, неоценимую пользу.
При включении моторного тормоза автоматически перекрывается подача топлива в двигатель, а также перекрывается заслонка в трубе, ведущей от выпускных коллекторов к глушителю. В горной местности, при высоких температурах окружающего воздуха и максимальной загрузке автопоезда, применение моторного тормоза, при котором не происходит сгорание топлива в цилиндрах,  способствует быстрой нормализации теплового режима двигателя. 
Не забывайте, что некоторые тормозные системы предусматривают, при включении моторного тормоза, лёгкое притормаживание полуприцепом, которого может быть вполне достаточно на затяжных спусках, чтобы перегреть тормозные колодки и барабаны (диски). Поэтому в горах пользуйтесь, для замедления автомобиля, моторным тормозом, ретардером, передачами и рабочим тормозом, комбинировано.
Применение электромагнитного ретардера даёт эффект рекуперации энергии - кинетическая энергия вращения преобразуется в электрическую энергию.
Теперь о правильном переключении коробки передач. Трогаясь с места, после длительной стоянки, всегда начинайте движение только с самой низшей передачи и только последовательно доходите к высшей передаче. Это способствует нормальному заполнению всех смазываемых рабочих полостей, плоскостей и зазоров рабочих деталей КПП, откуда, за время стоянки, стекла смазка. При соблюдении этого правила, коробка переключения передач, будет служить вам долго и надёжно. Экономия топлива здесь не уместна. Когда КПП заполнится смазкой и разогреется, можно подумать и об экономии – если автопоезд пустой или загружен только частично, или двигается под уклон, вы можете  трогаться с более высокой передачи и переключаться потом через позицию или даже через две. Главное - контролировать правильную нагрузку на двигатель. 
Категорически запрещено, при эксплуатации автопоездов, движение накатом. Во-первых, это не допускают требования безопасного движения, во-вторых, все КПП современных грузовых автомобилей снабжены маслонасосами, которые принудительно осуществляют подачу масла. В нейтральном положении КПП насос не работает. Сожжёте агрегат. Пользоваться накатом нельзя даже на коротком промежутке движения. 
В терминологии водителей автопоездов - дальнобойщиков присутствует слово «накат», но имеет оно совсем другое значение и подразумевает – движение по инерции с включённой передачей, без дополнительной подачи топлива. Это даёт возможность тоже экономить топливо, так как при таком режиме, не зависимо от оборотов, двигатель не израсходует больше топлива, чем он бы взял его,  работая на холостых оборотах.
Аэродинамическое сопротивление является тоже причиной дополнительного расхода топлива. Следите, чтобы тент вашего прицепа всегда был тщательно шнурован. Это его сохранит от порывов и значительно уменьшит его аэродинамическое сопротивление. Установите над кабиной спойлер, он значительно уменьшит коэффициент лобового сопротивления.
Довольно распространённые юбки передних бамперов устанавливать не рекомендую. Эффекта они никакого не дают. Ставят их, практически все, из соображений красоты и технической эстетики. При этом они на наших дорогах не долговечны, всё равно, рано или поздно, где-нибудь, чем-нибудь вы их обломаете. Кроме этого они затрудняют обзор при техническом осмотре, проводимом в рейсе, значительно затрудняют доступ к области нижней части двигателя и передней оси автомобиля, ухудшают охлаждение.
Говоря об экономичной эксплуатации ТС, нельзя не затронуть ещё два таких важных момента, как норма расхода топлива и заправка автомобиля. Особенно если учесть, что норма расхода топлива это основное «яблоко раздора» между наёмным водителем и его работодателем.
Норма расхода топлива должна быть реальной. Завышенная норма, как и заниженная, приводит только к негативным последствиям. Если завышенная норма существенно бьёт по рентабельности каждой перевозки, то заниженная ведёт к тому, что водитель ищет варианты, не будучи ущемленным материально, за ту же сумму взять большее количество топлива, чтобы уложиться в «норму». Выход только один – покупать дешёвое, не соответствующего качества топливо.
Или же есть такая категория водителей, которая тупо едет пока хватает топлива. В результате срывается перевозка, нарушаются договорные отношения с заказчиком, следуют штрафные санкции, а хозяин ТС, потом везёт в канистрах дизельное топливо к своему автомобилю. Хорошо ещё если, наконец, добравшись туда с топливом, он застаёт там своего водителя. Часто они просто бросают машину, уезжая на попутке домой, не собираясь более на ней работать.
Формула подсчёта должна позволять с высокой точность рассчитать количество топлива, необходимого для выполнения той или иной транспортной работы. Правильней всего считать сначала топливо, которое необходимо затратить на весь пробег ТС и гружённый и холостой, потом к нему приплюсовать то топливо, которое необходимое дополнительно на перевозку груза.  Для этого определяется коэффициент для 100 тонно-километров. Обычно он = 0,006 литра. Для автопоезда, перевозящего 10тн Х 100км = 1000тн/км. Х 0,006 = 6 литров. Следует добавлять к расходу на пробег шесть литров топлива. В обрез топливо никогда не выдавайте. Всегда следует иметь некоторый резервный запас.
В осенне-зимний период эксплуатации  ТС необходимо вводить зимние нормы расхода топлива. Для автопоездов, выполняющих перевозки в горных условиях, следует добавлять «горный коэффициент» расхода топлива.
Реальная норма расхода топлива должна быть такой, чтобы она позволяла в неё уложиться, а при грамотной эксплуатации ТС, в благоприятных погодных условиях, выходить на определённую экономию, которая позволит при пережоге (перерасходе) связанном с тяжёлыми, неблагоприятными погодными условиями выйти на нулевой остаток, перекрыв перерасход экономией.
Это в идеале. Это правильно. Так как должно быть. Как будете делать вы, это уже ваше дело. Это всё касается и руководителей и водителей.
Заправка ТС на АЗС. Часто бывает и так – машина работает нормально, водитель профессионал и порядочный человек, а с топливом «концы с концами не сходятся». Люди ездят на сервисы (где их ждут с распростёртыми объятиями), ищут причину, ломают голову, тратят деньги и время, но всё остаётся по-прежнему. Характерно то, что считанные специалисты СТО скажут вам прямо: «Чего вы к нам приехали? У вас автомобиль в полном порядке. Езжайте себе с Богом и работайте». Обычно они всегда находят какие-то «неисправности». А причина-то оказывается банальная и кроется в систематическом недоливе на АЗС. В этой связи хочется дать некоторые рекомендации, которые помогут вам избежать недолива или свести его до минимально возможного.
Всегда заправляйте свой автомобиль только сами, своими руками. Подъехав к заправочной колонке и вставив в горловину топливного бака пистолет, никогда не оставляйте его во включённом положении, уходя к оператору делать заказ. Во-первых, топливо под сильным напором может выбросить пистолет из горловины, тогда вы потеряете значительное количество топлива и будете иметь серьёзную проблему, связанную с засорением территории АЗС и окружающей среды. Во-вторых, вы не увидите реальную картину процесса заправки с самого начала и до конца. Когда вы сами будете внимательно наблюдать за счётчиком вас обмануть уже гораздо труднее.
При заправке своего автомобиля всегда внимательно наблюдайте за движением топлива и мерной крыльчатки через смотровое окошко колонки. Заметив там пузырьки воздуха и явное не соответствие скорости вращения крыльчатки и счётчика отпущенного топлива, сразу прекращайте заправку и требуйте возврата остатка ваших денег.
Заказывая оператору топливо сразу требуйте чек. Часто бывает так, что чек вы сможете получить только после заправки. Ничего страшного, главное, что вы поставили оператора в известность, что вам нужен чек – единственное основание и доказательство, впоследствии дающее вам право предъявить претензии.
В разговоре с оператором АЗС исключите из своего лексикона такие фразы: «На все деньги», «До полного бака». При таком заказе в бак вашего автомобиля «виртуозы» - операторы АЗС ухитрятся залить топлива больше, чем завод изготовитель указал его вместимость. Это при учёте того, что на воздухе вы не подъехали и какой-то остаток в любом случае у вас там был.
Избегайте заправляться на «танковых» TIR колонках. Заправляйтесь с малого или среднего пистолета для легковых автомобилей и небольших грузовиков. Потеряете ровно на десять минут больше. Поверьте, это стоит того. Запретить вам это делать никто не имеет права, а если вдруг и попытается или будет настоятельно рекомендовать «сэкономить время» это только подтвердит ваше подозрение и правильность выбранного решения.
Всегда заправляйтесь на конкретное количество литров топлива, а не на сумму денег.  Число литров топлива в вашем заказе должно быть кратно цифре «5». Зимой и летом (особенно зимой) всегда интересуйтесь качеством топлива.
Старайтесь  не заправляться на АЗС, расположенных при выезде (въезде) из больших городов. Заправляться старайтесь на проверенных, надёжных заправках. Хочу обратить ваше внимание на то, что проверенная заправка это не обязательно фирменная заправка, хотя на таких АЗС вероятность заправиться некачественным топливом намного ниже. Остальное всё точно такое же, как и на других. В рейсе это конечно делать труднее, но дома, бункеруясь серьёзным количеством топлива перед выездом в рейс, делать это просто необходимо.
В рейсе, по поводу репутации той или иной АЗС, консультируйтесь со своими коллегами – водителями профессионалами, которые там заправляются уже не первый раз. Или только что заправились перед вами. Просто подойдите и поинтересуйтесь: «Как солярка?» «Как налив?». Не забудьте перед этим только поздороваться.
Никогда не заправляйтесь на тех АЗС, где цена значительно ниже, чем на других заправках. Выбирайте реальную, среднестатистическую стоимость топлива. Якобы дешёвое топливо выйдет для вас в итоге дороже, чем самое дорогое топливо «Экстра».
Никогда не заправляйтесь после слива бензовоза.
В жаркое летнее время, старайтесь заправляться ранним утром  (5-7 часов)
Перед заправкой обязательно сделайте контрольный замер остатка топлива в баке своего автомобиля при помощи мерной линейки. Тоже самое сделайте и после заправки. Тогда, для себя, вы будете иметь реальную картину и ясность, без всяких домыслов и безосновательного подозрения в адрес сотрудников АЗС.
Чтобы иметь чёткое представление  о расходе топлива вашего автомобиля, ведите строгий учёт. Фиксируйте все заправки (количество литров указывайте по результатам замера, а не по чекам АЗС) и остатки. Делайте это всегда, независимо от того хозяин вы машины, или наёмный водитель.
Вот и подошёл к заключению наш «мастер – класс», напоследок хочу ещё сказать следующее - В каждом из нас живёт два «Я». Одно из них рассудительное, трезвомыслящее и дисциплинированное, другое полное авантюризма, лености и легкомыслия.
Когда первое «Я» говорит вам: «Надо ехать не спеша,  надо экономить топливо», второе «Я» в это время назойливо жужжит вам на ухо: «Да чего ты плетёшься, как черепаха?! Смотри, какая хорошая дорога. Смотри, как машинка бежит. Ну, прямо просится…  А ну, подкинь газку!». Когда первое «Я» говорит: «Обязательно поменяй топливные фильтра и не забудь пару в запас. Возьми с собой в дорогу керосин, бензин и паяльную лампу. Обязательно заправь газовый баллон», второе «Я» говорит: «Да ладно. Будешь сейчас бегать, время зря терять. Потом. Давай поехали быстрее. Авось не будет сильного мороза. Авось пронесёт в этот раз».  Потом готов себе локти кусать и самое обидное, что была же мысль сделать это, а не сделал, что-то помешало.
Старайтесь, чтобы ваше второе «Я», постоянно провоцирующее вас на нарушения, не имело права решающего голоса. Оно просто проверяет нас на прочность.
Второе «Я» присуще каждому человеку. Чем выше ваш профессионализм, чем больше опыт, чем крепче уверенность в правильности собственных поступков, тем меньше шансов у вашего второго «Я» завести вас в тупик, склонив к принятию неправильного решения, которое на первый взгляд всегда кажется более лёгким, удобным и потому более привлекательным.
Следует понимать, что современные машины оборудованные: круиз контролем, автоматической коробкой переключения передач, системой GPS, всевозможными компьютерами и системами контроля расхода топлива, значительно облегчают задачу и водителя и руководителя. Главное только, чтобы они были единомышленниками и ставили перед собой одни и те же цели. Не смотря на это, изложенное мной здесь, может быть полезно для всех без исключения. Тем более, что подавляющее большинство нашего парка подвижного состава представляют (и ещё долго будут представлять) либо устаревшие автомобили, либо традиционные (оборудованные чистой механикой).
Все мои советы, заповеди и рекомендации эмпирического характера, то есть я лично путём практического эксперимента убедился в их эффективности, целесообразности и сам ими пользуюсь в своей повседневной, производственной деятельности.
Пользуйтесь ими тоже, и тогда ваша работа станет намного эффективней, безопасней и спокойней.
Удачи вам! Помните вас ждут дома и желательно не с пустыми карманами.

 
Copyright © ЗАО "АСКАН", 2005 — 2012